gpin logo

Версия для
слабовидящих

Блог Карнаущенко Анжелики Юрьевны учителя-дефектолога

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тема:«Богатыри земли Русской»

Вид: познавательный, творческий, личностно-ориентированный.
Возраст: старшая коррекционная группа (5 – 6 лет)
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Срок реализации: 20 марта – 31марта

Участники:

  • творческая группа педагогов: учитель-дефектолог, воспитатели коррекционной группы № 5, педагог-психолог;
  • воспитанники;
  • родители воспитанников;
  • социальные партнеры.

Актуальность:
 Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Гипотеза:
Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений – богатыри, они несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.

Новизна проекта:

В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в организованной деятельности и самостоятельном творчестве.

Содержание проекта:

Воспитание бережного отношения к национальной культуре на основе расширения исторических и литературоведческих знаний героического эпоса через различные источники информации и виды детской деятельности.

Охватываемые образовательные области (ОО): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие»

Цель: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

Задачи:

  • развивать чувство патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формировать гендерную и гражданскую принадлежность. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
  • формировать восприятие целостной картины мира, расширить знания детей о героях прошлого России, их подвигах.(ОО «Познавательное развитие»)
  • развивать свободное общение в коллективе, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО «Речевое развитие»)
  • знакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; приобщать к словесному искусству. (ОО «Речевое общение»)
  • развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, русских композиторов, приобщать к словесному и видеоинформационному искусству, связанными с темой проекта, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
  • формировать у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. (ОО «Физическая культура»)

Предполагаемый результат:

  • проявление интереса к истории родного Отечества.
  • воспитание нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, чувства патриотизма.

Этапы реализации:

Подготовительный - создание творческой группы; обозначение актуальности и темы будущего проекта, постановка цели и задач, составление плана реализации проекта; подбор информации (художественные произведения, картины художников, видео, материалы сети Интернет).

Практический - реализация проекта.

Итоговый - викторина «Богатыри земли Русской».

Продукты проектной деятельности:

  • Подвижные игры «Богатырские забавы».
  • Выставка детских работ.
  • Интерактивная викторина «Богатыри земли Русской».
  • Презентация проекта перед педагогическим коллективом.

План реализации проекта

В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.

Познавательное развитие

Проведение образовательных ситуаций:

  • «Богатыри земли русской» (НОД с использованием ИКТ)
  • «Путешествие по Древней Руси» (беседа, просмотр альбома «Наши предки - славяне»)
  • «Поленницы» - женщины – богатыри» (НОД с использованием ИКТ)
  • Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырѐм?», «Подвиги русских богатырей»

Речевое развитие

  • Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»
  • Чтение художественной литературы «Богатырские сказы» (былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор», «Никита Кожемяка» и др.)
  • Сказка «Финист – Ясный сокол»
  • Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.

Социально-коммуникативное развитие

  • Экскурсия в Музей живой истории
  • Создание альбома «Богатыри – защитники земли русской».
  • Сюжетно – ролевая игра «Три богатыря»
  • Просмотр мультфильмов по данной теме.
  • Настольно – печатная игра «Защитники Отечества»

Дидактические игры:

  • «Собери богатыря в поход»
  • «Помоги богатырю выбрать дорогу»
  • «Узнай по описанию»
  • «Дорисуй богатырского коня по точкам»
  • Интерактивная игра «Богатыри» 

Труд:

  • Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм: щит, меч, шлем.

Физическое развитие 

  • Физкультминутка «Богатырь»
  • Пальчиковая гимнастика «Три богатыря»

Подвижные игры:

  • «Поймай хвост» (ловишки с ленточками)
  • «Змейка» (с веревкой)
  • Игры эстафеты по данной теме
  • Перетягивание каната
  • Конкурс силачей
  • Эстафета «Построй замок»

Художественно-эстетическое развитие.

  • Развитие восприятия произведений искусства: рассматривание картины «Три богатыря» Васнецова
  • Рисование: раскраски по теме «Богатыри земли русской»
  • Лепка «Богатырская кольчуга»
  • Конструирование «Крепость»

Музыкальное развитие:

Слушание музыки «Богатырская наша сила» (1979) слова: Н. Добронравова; музыка: А. Н. Пахмутовой.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с былинами».

  • Рекомендации по посещению музеев города.
  • Совместное изготовление атрибутов к играм.

Практическая значимость проекта:

  • У воспитанников сформированы элементарные представления о былинных геро-
     ях-богатырях, об исторических событиях на Руси. Для многих ребят русский бо-
     гатырь отныне пример для подражания.
  • Педагоги значительно расширили предметно-развивающую среду группы по те-
     ме проекта.
  • Родители заинтересовались темой проекта, являются активными участниками
     жизни в группе.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект способствовал формированию патриотических чувств, развитию познавательной активности детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.

1 1

Недаром говорят, что чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.Недаром говорят, что чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.Ученые обнаружили на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) идвигательной, которая отвечает за кисти рук. Доказано, что существует прямая связь междуразвитием мелкой моторики и развитием мышления и речи ребенка.А пальчиковые игры и упражнения как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторикиребенка, позволяют развивать координацию движений рук и подготавливать руку к письму.Ручку, конечно, держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в пальчиковыхупражнениях задействуются все пять пальчиков каждой руки, увеличивая эффект развития тонкоймоторики и влияние на речь. В движениях чередуются сжатие, растяжение, расслабление, особоевнимание уделяется распределению тонуса в кисти и пальцах.

Решаем вместе
Есть вопрос?

Мы в социальных сетях

ok qrtg qrvk qr
Примечание: Сведения о персональных данных, фото и видео материалы, размещенные на сайте ДОУ, публикуются с согласия педагогов, законных представителей воспитанников и в соответствии с Федеральных законом Российской Федерации "О персональных данных" № 152 от 27.07.2006 г. и других нормативно-правовых документах о защите персональных данных.