ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тема:«Богатыри земли Русской»
Вид: познавательный, творческий, личностно-ориентированный.
Возраст: старшая коррекционная группа (5 – 6 лет)
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Срок реализации: 20 марта – 31марта
Участники:
- творческая группа педагогов: учитель-дефектолог, воспитатели коррекционной группы № 5, педагог-психолог;
- воспитанники;
- родители воспитанников;
- социальные партнеры.
Актуальность:
Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Гипотеза:
Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений – богатыри, они несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в организованной деятельности и самостоятельном творчестве.
Содержание проекта:
Воспитание бережного отношения к национальной культуре на основе расширения исторических и литературоведческих знаний героического эпоса через различные источники информации и виды детской деятельности.
Охватываемые образовательные области (ОО): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие»
Цель: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи:
- развивать чувство патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формировать гендерную и гражданскую принадлежность. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
- формировать восприятие целостной картины мира, расширить знания детей о героях прошлого России, их подвигах.(ОО «Познавательное развитие»)
- развивать свободное общение в коллективе, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО «Речевое развитие»)
- знакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; приобщать к словесному искусству. (ОО «Речевое общение»)
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, русских композиторов, приобщать к словесному и видеоинформационному искусству, связанными с темой проекта, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
- формировать у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. (ОО «Физическая культура»)
Предполагаемый результат:
- проявление интереса к истории родного Отечества.
- воспитание нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, чувства патриотизма.
Этапы реализации:
Подготовительный - создание творческой группы; обозначение актуальности и темы будущего проекта, постановка цели и задач, составление плана реализации проекта; подбор информации (художественные произведения, картины художников, видео, материалы сети Интернет).
Практический - реализация проекта.
Итоговый - викторина «Богатыри земли Русской».
Продукты проектной деятельности:
- Подвижные игры «Богатырские забавы».
- Выставка детских работ.
- Интерактивная викторина «Богатыри земли Русской».
- Презентация проекта перед педагогическим коллективом.
План реализации проекта
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Познавательное развитие
Проведение образовательных ситуаций:
- «Богатыри земли русской» (НОД с использованием ИКТ)
- «Путешествие по Древней Руси» (беседа, просмотр альбома «Наши предки - славяне»)
- «Поленницы» - женщины – богатыри» (НОД с использованием ИКТ)
- Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырѐм?», «Подвиги русских богатырей»
Речевое развитие
- Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»
- Чтение художественной литературы «Богатырские сказы» (былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор», «Никита Кожемяка» и др.)
- Сказка «Финист – Ясный сокол»
- Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
Социально-коммуникативное развитие
- Экскурсия в Музей живой истории
- Создание альбома «Богатыри – защитники земли русской».
- Сюжетно – ролевая игра «Три богатыря»
- Просмотр мультфильмов по данной теме.
- Настольно – печатная игра «Защитники Отечества»
Дидактические игры:
- «Собери богатыря в поход»
- «Помоги богатырю выбрать дорогу»
- «Узнай по описанию»
- «Дорисуй богатырского коня по точкам»
- Интерактивная игра «Богатыри»
Труд:
- Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм: щит, меч, шлем.
Физическое развитие
- Физкультминутка «Богатырь»
- Пальчиковая гимнастика «Три богатыря»
Подвижные игры:
- «Поймай хвост» (ловишки с ленточками)
- «Змейка» (с веревкой)
- Игры эстафеты по данной теме
- Перетягивание каната
- Конкурс силачей
- Эстафета «Построй замок»
Художественно-эстетическое развитие.
- Развитие восприятия произведений искусства: рассматривание картины «Три богатыря» Васнецова
- Рисование: раскраски по теме «Богатыри земли русской»
- Лепка «Богатырская кольчуга»
- Конструирование «Крепость»
Музыкальное развитие:
Слушание музыки «Богатырская наша сила» (1979) слова: Н. Добронравова; музыка: А. Н. Пахмутовой.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с былинами».
- Рекомендации по посещению музеев города.
- Совместное изготовление атрибутов к играм.
Практическая значимость проекта:
- У воспитанников сформированы элементарные представления о былинных геро-
ях-богатырях, об исторических событиях на Руси. Для многих ребят русский бо-
гатырь отныне пример для подражания. - Педагоги значительно расширили предметно-развивающую среду группы по те-
ме проекта. - Родители заинтересовались темой проекта, являются активными участниками
жизни в группе.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект способствовал формированию патриотических чувств, развитию познавательной активности детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.