gpin logo

Версия для
слабовидящих

sochneva 1 1

Как часто мы говорим: «Мой ребенок невнимательный, неусидчивый, слушает в пол-уха, не может выполнить задание». Но если он занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть час, а то и два. Так же долго он может быть сосредоточен, рисуя или конструируя, важную для него поделку. Такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Как же это может быть? У детей пяти-шести лет преобладает непроизвольное внимание.

А внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание характеризуется определенными качествами:

  • концентрация-степень сосредоточенности внимания на объекте;
  • объем-количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
  • переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • распределение-возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
  • устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека.

Успешность обучения в школе существенно зависит от развития произвольного внимания.

Произвольное внимание характеризуется сознательно регулируемым сосредоточением на объекте, умением преднамеренно отключиться от всех других впечатлений и ЗАСТАВИТЬ себя сосредоточиться не только на новом, ярком и интересном, но и на выполнении более или менее однообразных действий.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приведет к возникновению произвольного внимания. Оно формируется благодаря тому, что ВЗРОСЛЫЕ включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание.

О сформированности произвольного внимания будут говорить следующие умения:

  • принятие указаний взрослого;
  • удержание их на протяжении всего занятия;
  • самоконтроль в процессе деятельности;
  • самоконтроль в процессе сравнения результата деятельности с требованиями взрослого.

Многие дети с ОВЗ группы ЗПР уже на первых минутах занятия отвлекаются, часто не слышат взрослого, выполняя задание за счет копирования работы соседа или допускают большое количество ошибок, многократно обращаются за помощью к взрослому, а иногда совсем теряют «связь» с группой и не выполняют предложенного задания.

Ребенку можно помочь в организации внимания. Причем, чем лучше у ребенка развита речь, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше начнет формироваться произвольное внимание.

Для этих целей предлагаем использовать игры:

  1. «Что изменилось?» (ребенок должен обнаружить изменение последовательности предметов или картинок 3-6).
  2. «Чего не стало?» (ребенок должен определить и назвать «исчезнувший» предмет; сначала из 4-5, затем из 6 предлагаемых для запоминания).
  3. Для развития слухового сосредоточения известная всем с детства игра «Черного и белого не носить, «да» и «нет» не говорить» (отвечая на провокационные вопросы взрослого, ребенок не должен произносить запретные слова).
  4. «Поручения» или «Мне не надо повторять» (ребенок должен запомнить и выполнить предлагаемые действия в заданной последовательности от 2-3 последовательных действий до 5-6).
  5. «Запоминай-раскладывай» (игрушки, предметы, геометрические фигуры от 4-6) (ребенок должен расставить предметы в том же порядке)
  6. «Лабиринты» (ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем, либо обратным концом карандаша).
  7. «Найди одинаковые» (ребенку предлагается сначала из 4-6 потом из 10-12 найти тождественные изображения).
  8. «Найди отличия» (Ребенку предлагают две картинки, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия от 5-7 до 10-15,
  9. «Найди ошибку» (ребенок, выявив закономерность в последовательности чередующихся элементов, находит несоответствие).

Выработка устойчивости внимания, концентрации.

Самым простым упражнением и особенно увлекательным для девочек будет длительная сортировка и нанизывание бусинок сначала произвольно, затем по рисунку-образцу и по вербальной инструкции. Например, две маленькие, одна большая, дальше точно так же.

  1. «Быстрее найди и зачеркни» (букву, цифру, предмет). Ребенок в течение 5 минут просматривает слова, (ряды предметов, цифр) подчеркивает заданную букву (предмет, цифру). Задание можно усложнять: что-то подчеркивать, что-то обводить, что-то зачеркивать и т. д. уже по образцу.
  2. «Раскрась точно так же» (предмет или вторую половинку рисунка).

«Муха» в квадрате, разделенном на девять клеточек, в центре сидит «муха». Она по одной из четырех возможных команд «вверх», «вниз», «вправо» «влево» перемещается на соседнюю клетку. Например, вверх, влево, вниз, вправо, вниз. Где «муха»? Сначала Вы диктуете команды, потом можно давать команды по очереди.

Тренировка переключения, устойчивости, объёма, распределения.

  1. «Сигнал» (Например: хлопни, когда услышишь слово, обозначающее животное; вставай, когда услышишь слово, обозначающее растение; далее объединяем первое и второе задание).

Развитие объема внимания.

  1. «Точки» (ребенок запоминает расположение точек в демонстрируемом квадрате из 16 клеток и старается точно так же расставить эти точки в пустом квадрате; количество точек увеличивается от 2 до 9

Выработка устойчивости и распределения внимания.

  1. «Считай и выполняй» (повторять за взрослым простые физические упражнения и вести обратный счет).

 

Решаем вместе
Есть вопрос?

Мы в социальных сетях

ok qrtg qrvk qr
Примечание: Сведения о персональных данных, фото и видео материалы, размещенные на сайте ДОУ, публикуются с согласия педагогов, законных представителей воспитанников и в соответствии с Федеральных законом Российской Федерации "О персональных данных" № 152 от 27.07.2006 г. и других нормативно-правовых документах о защите персональных данных.