gpin logo

Версия для
слабовидящих

5 1

Виктория Шиманская - доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru

Ваш ребенок собирается в этом году в школу? Вы уже выбрали учебное заведение, знаете имя учителя и присматриваете школьную форму и яркий портфель будущему ученику? Не забудьте о самом главном – подготовить ребенка к школе эмоционально! Ведь очень часто первый класс – это не только праздник и торжество, но и сильный стресс для повзрослевшего малыша, к которому он может просто быть не готов.

Чтобы смягчить период привыкания к школе и избежать тяжелых эмоциональных нагрузок, в вашем распоряжении целых полгода, если уже сейчас начать мягкую адаптацию к изменениям в жизни ребенка.

Месяц 1

Первое и самое главное – необходимо познакомить ребенка с миром эмоций, если вы еще не сделали этого раньше. Знакомим, рассказываем, показываем на примерах в жизни и в книгах, делимся своим опытом. На этом этапе очень важно донести до ребенка, что не бывает плохих эмоций, все они равноценны и имеют право существовать! Мы их не гасим, не подавляем, а учимся осознавать и контролировать.  

Для работы с эмоциями дома существует масса книг, пособий и игр – все их можно применять и использовать ежедневно. Поищите варианты тематических мероприятий в вашем городе. В Москве можно посетить онлайн-квест по развитию эмоционального интеллекта детей "Парк Чемпионов" проекта "Фактор Будущего". На нем дети в буквальном смысле практикуютcя в выражении той или иной эмоции телом, лицом, жестами и учатся распознавать эмоции друг друга. 

Месяц 2

Далее необходимо научить ребенка говорить на языке эмоций. Мало понимать, ЧТО ты чувствуешь, важно уметь сказать об этом, донести до собеседника, рассказать о причинах эмоций, о своих желаниях.

Кажется, это так просто, да? На самом деле это дается очень трудно даже нам, взрослым, и учиться такому простому навыку нужно с самого детства.

Для тренировки подойдет такая схема: "Я чувствую… потому что … и поэтому я хотел бы …" Учитесь проговаривать с ребенком по ней свои эмоции и чувства. Несколько недель тренировок – и полученный навык дойдет до автоматизма. 

Второй аспект для работы в этом месяце – это осознание своих эмоций на физическом уровне. Любая эмоция, независимо от позитивного или негативного своего содержания, в 100 % случаев находит выражение в нашем теле. Смеемся так, что скулы сводит, переживаем до тошноты, боимся до заикания, ловим бабочек в животе от счастья – список бесконечен.  

Работа с эмоциями, особенно негативными и неосознаваемыми, может проводиться через те места нашего тела, в которых они задерживаются в виде напряжения, дискомфорта, давления.

В психологии этим занимается телесно-ориентированная терапия. Детей можно научить элементарным способом самотерапии, которая поможет не только осознавать эмоции, вызванные стрессом и тревогой, но и работать с ними. 

Первое – это научиться находить в своем теле дискомфорт, второе – в игровой форме работать над расслаблением. Например, ребенок ложится, расслабляется, играет приятная музыка, малыш слушает мамины слова, представляет, как летит по небу на облачке. Или игра "Солдатик – мишка", где задача – сначала замереть в позе солдатика на 20 секунд, потом побыть в расслабленном состоянии, как медвежонок, в течение такого же времени.

Замечательное и простое средство для снятия стресса – это плавание в бассейне.

5 2 

Месяц 3

Переходим к тренировке базовых коммуникативных навыков. Делаем акцент на нормах, правилах поведения в обществе, в школе, в компании сверстников. Учим ребенка рассказывать о себе. Часто вместо ответа на этот простой вопрос ребята либо смущаются, либо от неподготовленности могут сказать несколько заученных фраз типа: "Я – Миша, мне 7 лет, живу в Москве".

Этого, конечно, недостаточно для комфортного и быстрого вливания в коллектив. Поэтому тренируемся с ребенком проводить маленькую самопрезентацию: "Меня зовут … Мне интересно … Я занимаюсь … А как тебя зовут? А чем ты увлекаешься? Какая у тебя любимая игрушка?"

На этом этапе важно донести до ребенка, что одноклассники, как в принципе и все люди на земле, могут быть разными – с разными интересами, со своими слабыми и сильными сторонами. И если кто-то лучше играет в шахматы, а другой быстрее читает, то это не хорошо и не плохо, просто у каждого есть свой талант. Важно не оценивать, а уметь рассмотреть в другом человеке его сильные качества и учиться им, в свою очередь делясь своим опытом успеха. 

Месяц 4

Фокус этого месяца – учимся распознавать эмоции и чувства окружающих. Конечно, сейчас огромное количество всевозможных пособий и игр для развития эмоционального интеллекта, но самый эффективный способ – это активная практика в естественных условиях. А самое главное – доступная! Ведь тренировать навыки эмоционального интеллекта можно буквально "на каждом шагу":

  • Ежедневные привычные игры и любимые книги малыша. В ролевые игры добавляем эмоциональный окрас: что почувствовал тот или иной герой игры, как отреагировал второй и т. д. Читая книгу ребенку, акцентируем внимание на чувствах героев: какие эмоции двигают их поступками, что они испытывают в той или иной ситуации, осознают ли свои чувства?
  • Разбираем внутрисемейные ситуации, учим ребенка замечать настроения близких. "Посмотри, папа пришел с работы. Как ты думаешь, какое у него сейчас настроение? Устал ли он? Как мы можем относиться к его состоянию? Стоит ли пытаться приободрить его, если он устал?" и т. п.
  • Обращаем внимание на настроения проходящих мимо людей, детей на площадке, продавцов в магазинах, водителей проезжающих машин, соседей и т. д. Разбираем, почему эти люди могут чувствовать раздражение, агрессию или, наоборот, пребывать в хорошем настроении. Как нам реагировать на их эмоции?

Месяц 5

Пришло время познакомить будущего школьника с социальными навыками: 

  1. умение работать в команде и выполнять инструкции учителя;
  2. способность к самоорганизации и самодисциплине;
  3. ответственность;
  4. лидерство;
  5. креативность;
  6. организаторские способности;
  7. умение просить о помощи и помогать другим ;
  8. вежливость и тактичность, элементарные "спасибо / пожалуйста" никто не отменял.

5 3

Здорово, если ребенок посещал детский сад или развивающие занятия хотя бы за год до взрослой школьной жизни – там эти навыки тренируются автоматически. Если нет, у вас еще есть время рассказать об их важности, показать на примерах, книгах, фильмах и т. д.

Для тренировки коммуникативных навыков будет здорово разучить с ребенком 5-6 простых игр для проведения во время школьных перемен. Так у ребенка уже заранее будут подготовлены идеи для совместного досуга с одноклассниками. 

Например, игра "Соедини ладошки": ведущий рисует на ладошках игроков разные смайлики с эмоциями – грусть, страх, радость, удивление и т. д. По сигналу ведущего дети должны найти себе пару, соединив ладошки с одинаковыми смайликами. Для этого им нужно поднять руки вверх, изображая жест "дай пять". Задача детей – собраться в круг, держась за руки. 

Месяц 6

6-й месяц лучше всего посвятить установлению школьного режима. Заранее узнайте, в какое время ребенку будет необходимо приходить в школу, рассчитайте время подъема и адаптируйте к нему малыша. Кроме того, попрактикуйте не только ранние подъемы, но и быстрые завтраки, сборы, процесс одевания – в общем, полная инсценировка "взрослой" школьной жизни.

И еще совет – постарайтесь в первые месяцы обучения не перегружать ребенка обилием дополнительных секций и кружков.

В приоритете максимально сократить уровень стресса от кардинальных жизненных изменений, а потом, по мере привыкания ребенка, постепенно вводить секции по его интересам.

 Дорогие родители, эмоциональное спокойствие и психологическое здоровье ваших детей – в ваших руках. Не надейтесь "на авось", начните подготовку уже сегодня! 

Решаем вместе
Есть вопрос?

Мы в социальных сетях

ok qrtg qrvk qr
Примечание: Сведения о персональных данных, фото и видео материалы, размещенные на сайте ДОУ, публикуются с согласия педагогов, законных представителей воспитанников и в соответствии с Федеральных законом Российской Федерации "О персональных данных" № 152 от 27.07.2006 г. и других нормативно-правовых документах о защите персональных данных.